Отечественный подход к практике тренинга: 16 значимых отличий



Отечественный рынок насыщен западными методами, школами и подходами к тренингу. Подобная восприимчивость и открытость новым знаниям, идеям и технологиям похвальна. В то же время, для нашего рынка настолько характерна всеядность и неразборчивость при поглощении всего западного, так что порой складывается впечатление, что он «замусорен» подобным импортом.


«Я не хочу сказать, что западное - это плохо. Скорее, мой тезис в том, что важно помнить свою историю и уважать наши традиции, в том числе те, что существовали в тренинге и подготовке тренеров. Сегодня многие считают, что тренинга у нас не было до развала Советского Союза. Однако такое мнение ошибочно, - говорит Петр Холявчук, директор Киевского Института Тренинга. - Отечественной школе тренинга примерно 50 лет. Это система ценностей, научные исследования, действенные практики, традиции и эффективность».

В своем выступлении Петр озвучил 16 отличий отечественного подхода к тренингу, которые делают его эффективнее других методов:

1. Интенсивность тренинга в малой группе. Обычно тренинговая группа состоит из 8-12 человек, а длительность тренинга составляет 2-3 дня.
2. Психологичность тренинга. В союзное время словом «тренинг» называли два формата: спортивную подготовку и психологический тренинг. В 90-е годы с запада к нам пришло слово training, которым называли любую форму обучения, тем самым, вытеснив традиционное понятие «тренинг», наполненное психологическим смыслом (социально-психологический тренинг). Стоит отметить, что изначально подготовка в области тренинга велась только на основе оконченного высшего психологического образования. В отечественной традиции подготовка тренера подразумевала подготовку ведущего именно социально-психологических тренингов, которые ориентированы на использование активных методов психологической работы с целью повышения компетентности в общении.
3. Акцент на развитии. Отечественный тренинг – это не только процесс обучения, передачи новых знаний, формирование новых умений, но и развитие самопонимания, содействие личностному развитию.
4. Проблематизация. В нашем подходе к тренингу не характерно предлагать простые ответы на сложные вопросы. Скорее, в нашем тренинге участник приходит с одним вопросом, а уходит с тремя. Картина мира становится богаче, обретает новые цвета и оттенки, что позволяет участнику тренинга быть более эффективным.
5. Глубина, внимание к деталям и нюансам.
6. Интегративный подход. В отечественном тренинге, в отличие от западного, есть целостная концепция, выстроенная теория, научные данные, четко ставятся цели и описаны средства, а все инструменты и методики взаимосвязаны. Есть заимствования, но они обдуманы, встраиваются в целостный подход к тренингу.
7. Высокая активность участников тренинга. Хороший тренер не устраивает шоу и не делает сольных выступлений, а по ходу работы постепенно «уходит в тень». Он выполняет вспомогательную роль, в то время как участники активно работают. Когда обучение сконцентрировано на личности тренера, это может негативно отобразиться на эффективности работы группы.
8. Диагноз важнее предписания. Многие модели обучения ориентируются на желаемое положение дел и предлагают участнику обучения «успешные» практики, в отечественном же подходе значительное внимание уделяется в первую очередь текущему положнию дел, иначе говоря «в чем проблема», «какими своими действиями ее создает себе участник». В то же время понимание себя, своих ошибок намного эффективней, нежели знание о том, как «оно» должно быть в идеале.


9. Ценность партнерских отношений. «Наш» тренер строит отношения с группой и участниками «на равных», а не свысока или из позиции наставника.
10. Аппеляция к зрелости. В «нашем» тренинге тренер стремится, чтобы участник занимал более зрелую позицию, был более ответственным. И задача тренера в этом случае не в том, чтобы предложить участникам готовые ответы на сложные вопросы, а побудить их самостоятельно принять правильное решение.
11. Эффективность и богатство обратной связи. В «нашем» тренинге обратная связь предоставляется с целью развития участника, а не только для констатации того, эффективным или неэффективным было его поведение.
12. Экологичность. В отечественном тренинге вопрос этики играет немаловажную роль. В тоже время многие современные программы «пестрят» техниками манипуляции, внушения и т.д. А это противоречит этике работы тренера. В «нашем» тренинге тренер не станет обучать методам манипуляции, но имеет право учить тому, как им противостоять цивизизованно и открыто.
13. Аутентичность, подлинность. «Наш» тренер искренний и настоящий. К примеру, на Западе принято демонстрировать хорошее настроение и положение дел, хотя это может не быть действительностью. Отечественный тренер, такой, какой он есть на самом деле, и учит быть участников такими как они есть и, в тоже время, эффективными.
14. Баланс поддержки и фрустрации. Когда участник неуверен в своих силах или сомневается, ему нужна поддержка, которую предоставляет тренер. Иногда участник бывает самоуверен и переоценивает свою компетентность, что мешает ему учиться. В таком случае тренер, с целью развития обучаемого, при помощи видео, упражнений или ролевых игр может помочь участнику осознать зоны некомпетентности и те навыки, которые нуждаются в развитии.
15. «Трогает за душу». «Наш» тренинг это значимое и эмоционально насыщенное событие, а не банальная передача знаний из мозга одного человека в мозг другого.
16. Высокий уровень профессиональных требований к тренеру. В «нашей» школе обучение тренера строится на основе высшего образования и длится от одного до двух лет, при этом обязательными составляющими являются: личный опыт участия в коммуникативных тренингах, научно-теоретическая и методическая подготовка и, конечно же, стажировка.


В целом, Петр Холявчук называет три основных отличия отечественного тренинга: Экологичность, Профессионализм и Эффективность

Более подробно с темой выступления Вы можете ознакомиться на семинаре Петра Холявчука "Отечественный подход к практике тренинга", а также в статье "Тренинг по-нашему"

Петр Холявчук о прошедшем Киевском международном Фестивале Тренинга:


"Участие в подобных мероприятиях позволяет тренеру не только познакомиться с потенциальными клиентами, но и поделиться опытом с коллегами, получить новые знания. В целом, проведение таких мероприятий способствует развитию тренерского сообщества. К сожалению, украинские тренеры еще не до конца осознают полезность специализированных выставок, конференций и т.д. с точки зрения саморазвития, что продемонстрировал прошедший Фестиваль Тренингов. По моим впечатлениям, Фестиваль прошел не столь активно, как предполагалось. Пожалуй, это связанно с посткризисным падением тренингового рынка (по разным подсчетам в прошлом году он «просел» на 30 %). Хотя в этом и состоит парадокс. Запросы клиентов сократились, рынок стал более конкурентный, а это явный сигнал к тому, что тренеру необходимо становиться более компетентным. А тренеры к этому пока не очень стремятся.
По моим впечатлениям, последние 2 года значительную часть участников подобных мероприятий составляют именно тренеры, а не их клиенты. Это может свидетельствовать об оторванности тренерских кругов от заказчика. Мне кажется, что именно на таких мероприятиях клиент может соотнести свои запросы с компетенциями того или иного тренера".




Архив новостей >>>

 
 
ПОИСК ТРЕНИНГОВ!!










Стоимость до грн.
подробнее
Календарь тренингов
FOLLOW US

Follow Kyiv Training Institute on Twitter
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Ключевые составляющие отечественного подхода к тренингу - это профессионализм, экологичность и эффективность
  подробнее
ТРЕНИНГИ ПО ТЕМЕ

21 апреля 2017 ""Индикаторы эффективных и неэффективных действий терапевта". Практикум психологического консультирования и психотерапии
читать
НОВЫЕ СТАТЬИ
Как за 3 часа продвинуться в тренерском мастерстве. Интервью о возможностях развития тренера на экспериментальной площадке тренера.
  подробнее
Вопрос о том, что лучше, ассессмент-центр с привлечением внешних экспертов или внутренними силами неоднозначен.
Чтобы ответить на него правильно, нужно задаться несколькими вопросами:Как часто вы планируете проводить оценку в компании? Какое количество людей планируете оценивать? Должности какого уровня оцениваются? С какими целями проводится оценка?...
  подробнее
Вклад Карла Роджерса в развитие тренинга трудно переоценить. Одно можно сказать совершенно точно: клиент-центрированная психотерапия Карла Роджерса и исследования групповой динамики Курта Левина – стали ключевыми источниками возникновения и развития идеологии и методологии тренинга. Подробно о влиянии Роджерса на становление и развитие тренинга читайте в статье.
  подробнее
  тел.: (044) 227 07 54
(044) 227 07 53
e-mail: kit@training-institute.com.ua

дизайн студия Яbloko
Дизайн и разработка
© Яbloko, 2008


Follow Kyiv Training Institute on Twitter
Об Институте   |   Вестник тренера   |   Библиотека   |   Контакты
Подготовка тренеров   |   Школа ассессмента   |    Корпоративное обучение
Территория тренинга   |   Обучающие тренеры
2003-2010 © Kyiv Training Institute. All rights reserved.