Должен ли тренер быть хорошим актером?

Вчера на сайте одной "школы бизнес-тренеров", я нашел бонусное предложение - уроки актерского мастерства, как необходимый атрибут высококлассного тренера. Я здорово завелся по этому поводу и решил черкнуть несколько строк. Вот что у меня получилось.

Актерское мастерство это, прежде всего, способность к перевоплощению. Что значит быть хорошим актером? Вероятно, это означает способность сыграть то, чего нет или гипертрофированно, драматично выразить то, что есть. Речь идет о демонстрации эмоций и чувств посредством голоса, мимики и тела.
Эмоциональная речь, конечно же более действенна, чем безэмоциональная. Однако, речь, насыщенная подлинными эмоциями вызывает доверие к тому, кто ее произносит. Таким образом, если говорить о том, чтобы повысить эффективность речи, цель в работе с эмоциями должна быть не в том, чтобы играть эмоции, а в том, чтобы открыто выражать те эмоции, которые есть у тренера на самом деле. Не драматизировать лицом, а быть по-настоящему открытым.

Теперь давайте вернемся к тому, чем собственно тренер занимается в процессе тренинга. Его задача не в том, чтобы читать проповеди.
Это если мы возьмем известного киевского бизнесмена "Солнечный день" (переведите на английский самостоятельно), то для него важно убедить, преодолевая логику и способность к критическому мышлению тех несчастных, которые пошли за ним по пути к просветлению.
Итак, если в ваши цели не входит построение секты с целью наживы, как в приведенном выше примере, то в ваши задачи, как тренера, входит содействие построению доверительной атмосферы в группе.

Доверие - важнейшее условие эффективности работы Т-группы. Только когда участники тренинга чувствуют себя в безопасности, только тогда они отважатся на самораскрытие. Без самораскрытия нет возможности понять себя, а тренер и участники не могут быть полезны, так как не могут дать обратную связь. Пока в группе нет доверия - потребность в безопасности не удовлетворена, а значит, другие потребности более высокого уровня (вспомните иерархию потребностей Маслоу) не актуальны. К этим другим потребностям относятся и те, что побуждают участников учиться и развиваться на тренинге.
Если вы согласитесь со мной, что тренер - не актер, и у него другие задачи, то, скорее всего, согласитесь, что любого рода актерское мастерство в работе с группой будет скорее помехой построению доверия.

Итак, вместо того, чтобы демонстрировать фальшивые эмоции, тренер должен быть компетентен в эмоциональной сфере - быть эмпатичным и обладать высоким уровнем самопонимания, т.е. быть в контакте со своими эмоциями, чувствами и потребностями, замечать, различать и понимать их.

Быть настоящим - вот условие построения доверия в группе, выражать подлинные эмоции - а это важное условия эффективности обратной связи тренера. Таким образом, эффективность тренера зависит от того, насколько он умеет выражать то, что есть, так как это есть, но никак не подсовывать участникам тренинга фальшивые эмоции.

Для того, чтобы выражать те эмоции, что есть, необходимо быть в контакте со своими эмоциями, и быть внимательным к своим чувствам. Кроме того, если тренер внутренне гармоничен, то его эмоциональные реакции - это важный материал, который может быть использован как обратная связь группе или отдельному участнику. Но, здесь важно условие "если тренер гармоничен". При этом условии эмоциональные реакции тренера на действия участника тренинга являются идентичными эмоциям тех людей, которые в жизни окружают участника тренинга. Просто из вежливости, из опасений разрушить отношения, чтобы не нарушить социальные нормы, или по другим причинам, люди не говорят о своих эмоциональных реакциях, которые вызывает у них наш конкретный участник тренинга своими действиями. А тренер, в форме обратной связи, поделившись своими эмоциями с данным конкретным участником тренинга дает возможность узнать, как на самом деле люди относятся к тем или иным его действиям в жизни. Что чувствуют, чего хотят и о чем не говорят в отношении него.

Теперь, после озвученных мыслей, вопрос "Нужны ли тренеру курсы актерского мастерства?" кажется забавным. Если вы ведете тренинги и, в свободное время, собираетесь подрабатывать в цирке клоуном или цирковой обезьянкой - вам обязательно нужно пройти курс актерского мастерства.

Возвращаясь к заголовку этого поста "Должен ли тренер быть хорошим актером?" мне хочется предложить вам на выбор 3 альтернативных названия:
1) Тренер должен быть хорошим
2) Тренер должен быть хорошим тренером
3) Тренер должен быть настоящим
Под любым из трех вариантов я готов подписаться.

Последние Сообщения

2 сообщений (оставить свое)

Мне кажется очень важным определиться с самими понятием "актерское мастерство", "актер". Если это - неправдоподобное самовыражение себя, это одна тема для разговора (образ тренера и образ актера можно противопоставлять). Если же актерское мастерство предполагает умение адекватно выражать свои настоящие эмоции понятно и доступно окружающим, то тогда хороший актер и хороший тренер могут дружелюбно приветствовать друг друга. Вероятно, само значения смысла слов "актер" и "актерское мастерство" в современном обществе воспринимается несколько иначе, или даже профанировано. Например у Станиславского в его "Работе актера над собой" как раз описывается этот момент:"...к удивлению, приходя на сцену, мы теряем то, что дано природой, и вместо творчества начинаем ломаться, притворяться, наигрывать и представлять". У него контекст правда проживания = творчеству. Если подойти к вопросу актерского мастерства, не как к работе, а к творчеству не как к профессии, то творчество и актерское мастерство - это просто не шаблонный путь и способ делать свое дело: чутко, ответственно и правдоподобно, не типично, проживая жизнь вместе с группой как отрезок времени наполненного особым неповторимым смыслом. Если еще чуть глубже порассуждать, то найдем тему об элементарной экологичности. Чутко чувствовать аудиторию может хороший тренер. Может? А использовать эту способность в манипулятивных целях? Какой это тогда тренер? Хороший актер может жить ситуацией - может, нет ни грани сомнения в истинности его чувств. А может использовать эту способность в манипулятивных целях? ..Профессионализм и порядочность, наработанные навыки, умения и чистота помыслов иногда бывают вовсе не связаны друг с другом. Я рассуждаю так, что тренер может быть в лучшем смысле этого слова и актером, подразумевая чуткость, настоящевость и творчество. Другой вопрос конечно, что именно подразумевалось под актерским мастерством как необходимым атрибутом высококлассного тренера в той "школе бизнес-тренеров" и чему они хотят научить...

Сообщение от Маша (8.04.11 @ 20:25:02 №164)

2 и 3 варианты, слово хороший может подразумевать все что угодно, даже актерское мастерство. Вот тут у многих и получается бред: хороший=фальшивый

Сообщение от Лиля (4.04.11 @ 11:03:39 №162)

Оставить сообщение:

Имя:

Email:

Текст сообщения:


 

Архив сообщений >>>

 
 
ПОИСК ТРЕНИНГОВ!!










Стоимость до грн.
подробнее
Календарь тренингов
FOLLOW US

Follow Kyiv Training Institute on Twitter
НОВЫЕ СТАТЬИ
Как за 3 часа продвинуться в тренерском мастерстве. Интервью о возможностях развития тренера на экспериментальной площадке тренера.
  подробнее
Вопрос о том, что лучше, ассессмент-центр с привлечением внешних экспертов или внутренними силами неоднозначен.
Чтобы ответить на него правильно, нужно задаться несколькими вопросами:Как часто вы планируете проводить оценку в компании? Какое количество людей планируете оценивать? Должности какого уровня оцениваются? С какими целями проводится оценка?...
  подробнее
Вклад Карла Роджерса в развитие тренинга трудно переоценить. Одно можно сказать совершенно точно: клиент-центрированная психотерапия Карла Роджерса и исследования групповой динамики Курта Левина – стали ключевыми источниками возникновения и развития идеологии и методологии тренинга. Подробно о влиянии Роджерса на становление и развитие тренинга читайте в статье.
  подробнее
НОВОСТИ
14.03.2016 | Як стати тренером? Як навчитися проводити тренінги так, щоб тебе запрошували провідні компанії? З чого варто починати?
Можливо у вас уже є тренерський досвід і вас хвилюють питання: Як підвищити майстерність і вийти на новий рівень? Перейти від інтуітивного підходу до системного, методичного, виваженого?
Цей проект саме для Вас.
читать
  тел.: (044) 227 07 54
(044) 227 07 53
e-mail: kit@training-institute.com.ua

дизайн студия Яbloko
Дизайн и разработка
© Яbloko, 2008


Follow Kyiv Training Institute on Twitter
Об Институте   |   Вестник тренера   |   Библиотека   |   Контакты
Подготовка тренеров   |   Школа ассессмента   |    Корпоративное обучение
Территория тренинга   |   Обучающие тренеры
2003-2010 © Kyiv Training Institute. All rights reserved.