«Гори, гори ясно!»



Анастасия Осадчая,
журнал "Управление персоналом - Украина" №3 (198), 2010.

Тема профессионального выгорания стала меня интересовать ещё во времена студенчества. Только я тогда ещё не знала, что ЭТО – профессиональное выгорание. Начав учёбу в медицинском университете и не имея никого из близких или знакомых врачей, я была шокирована, когда впервые столкнулась с весьма специфическим юмором у хирургов. Сначала я списывала это на сложный характер или размытые рамки приличия, но по мере обогащения моего опыта общения с представителями данной профессии, я начала осознавать, что не всё так просто. Что это не совпадение и не тенденция того, что в хирургию идут изначально специфичные люди. Это нечто совершенно иное…

Позже я начала замечать, что представители других профессий в той ли иной мере похожи на своих коллег. Да, профессия сама по себе накладывает отпечаток на работника. «Отпечаток» этот многогранен. И профессиональное выгорание в рамках профессии играет не последнюю роль. Осознав это, появилось понимание, что профилактика выгорания должна занять весомое место как для руководителей компаний, так и для самих сотрудников. Для работы над данной проблемой был избран тренинговый формат.

Так что же такое профессиональное выгорание? Я понимаю его так. Это особый вид хронического стресса, который имеет место на работе. Основними группами симптомов выгорания являються такие.

Изменения в эмоциональной сферы: равнодушие к колегам, клиентам, нежелание работать, перепады настроения, апатия, раздражительность, плаксивость, лёгкая возбудимость.

Вторая группа симптомов - это обесценивание личностных достижения: «Что я могу!», «От меня ничего не зависит», «Я ни на что не способен». Такими выражениями можна обозначить эту группу симптомов.

Третья группа симптомов – это изменение отношения к себе: «Тот ли путь я выбрал?», «На что я потратил лучшие годы своей жизни?».

Профессиональное выгорание – это такая вещь, профилактика которой проще и приятней, чем лечение.

Стоит ли говорить о том, что для лечения профессионального выгорания на его поздних етапах уже необходим приём препаратов, таких как антидепресанты, дневные транквилизаторы, успокоительные средства и длительные отпуска. Это всё выливается в достаточно весомые материальные затраты и безусловно сказывается как на затратах предприятия (оплата медицинской страховки, больничного листа и порочее) так и на доходах самого работника (расходы на препараты, обследования и т.д.).

От выгорания своих сотрудников может пострадать не только единоразовая прибыль компании, но и её статус. Ведь выгоревший сотрудник может неожиданно для самого себя нагрубить клиенту, забыть о Дне рождения делового партнёра, из-за постоянной сонливости проспать важную встречу, из-за апатии провалить сделку.

В то же время, к средствам профилактики выгорания относятся увлекательные и интересные занятия. Любой позитив, смена обстановки и вида деятельности само по себе уже является профилктикой выгорания. То есть, отдыхая с друзями на природе, играя в боулинг, катаясь на лыжах, зянимаясь йогой, танцами, рисованием и другими любимими занятиями мы уже проводим самопрофилактику выгорания. Но тут есть одно «НО». Во всех перечисленнях выше методах и способах профилактика выгорания – это всего-лишь «побочный продукт».

У читателя может возникнуть вполне резонный вопрос: все ли мы в одинаковой степени подвержены этой напасти или есть определённые группы риска. Конечно же, есть! Прежде всего, профессиональному выгоранию подвержены люди, профессия которых включает в себя тесное общение с людьми. Это, например, учителя, менеджеры продаж, врачи, работники колл-центров.

Кроме того, это люди, профессия которых сопряжена с высокими рисками и высоким темпом работы: топ-менеджеры, психологи и психотерапевты, авиадиспетчеры, работники сферы обслуживания, трейдеры. И, вот что интересно, в группу повышенного риска в последнее время учёные относят IT-специалистов. Очевидно, это плата общества за рост скорости обмена информацией и за зависимость от компьютерных технологий практически во всём.

Вот следующий вопрос, который наверняка может появиться у читателя. «Ну ладно, работают Иванов Иван Иванович и Петров Пётр Петрович менеджерами по продажам. Стаж работы одинаковый, темп работы один и тот же, число клиентов принципиально не отличается, стрессовых ситуаций и трудных клиентов не больше чем у других менеджеров. А почему же тогда Иванов уже две недели злиться без поводу на всех и вся, жалуется на бессонницу, стал опаздывать на работу, а Петров – как ни в чём не бывало. В чём же дело?! Почему один выгорел, а другой нет?!» - вполне обоснованно спросите Вы. Всё дело в том, что на вероятность развития выгорания влияют следующие 3 группы факторов.

Личностные факторы: это те особенности, которые отличают нас друг от друга. Кто-то оптимист, кто-то безудержный пессимист, кто-то переживает по каждой мелочи, а кто-то способен вынести горы критики, порою даже не очень конструктивной, и даже извлечь из неё пользу для себя, кто-то в силу особенностей нервной системы, может выдержать объём работы, равный «Х», а кто-то способен перелопатить «ХХХ». Способность преодолевать неудачи и идти дальше, находить внутренний ресурс, находить позитив в любой ситуации, способность расслабиться и возобновить силы в короткое время. Даже тот факт, любимая это работа или нет (например, выбрана не самим человеком, а его родителями) имеет весомое значение при ответе на вопрос, кто же больше склонен к выгоранию.

Вторая группа факторов – профессиональные – это вопросы квалификации, компетенций, стажа работы и особенностей профессиональной деятельности (сильное эмоциональное напряжение, ответственность за чужие жизни, чужое благополучие, большие капиталы, единоличная ответственность за принятие ключевых решений и т.д.).

Третья группа факторов – административные – это посменный график работы или ненормированный рабочий день, сложные схемы в подчинении, зонах ответственности, принятии решений, сложная система мотивации или частые её смены, авторитарный стиль управления, большое обилие рутины.

Если посмотреть на эти группы факторов, то можно заметить, что третья группа – это зона ответственности администрации, топ-менеджмента и менеджеров по персоналу.
Вторая группа – это вопрос адекватности рекрутинга и обучения персонала, что входит в зону ответственности менеджеров по персоналу и непосредственных руководителей, а так же желание и потребность в обучении у самого сотрудника. Например, если мы молодому специалисту без стажа работы дадим ответственное задание, которое явно выше его уровня знаний и навыков, то это молодой специалист очень скоро у нас выгорит. С другой стороны, если мы, внедряя новое оборудование, будем жалеть ресурсы на обучение персонала работе на нём, то тоже получим выгорание специалистов. Причём в этой ситуации выгоранию будут больше подвержены «старые» сотрудники со стажем.

Первая же группа факторов – это те факторы, которые зависят от самого человека, факторы, с которыми можно и нужно работать.

Мне очень нравится фраза «Пока нет осознания, реагирует наше тело». Для меня эта фраза красной нитью проходит через всю тему профессионального выгорания.

Вспомните, бывало ли такое с Вами: вы занимаетесь чем-то очень важным. Ну, например, пишите статью для журнала на свою любимую тему. Вы так увлечены процессом, что совершенно не замечаете, что отсидели ногу. Нога ноет, неприятно покалывает, немеет, но вы всё ещё этого не замечаете. И только тогда, когда Вы пытаетесь поменять положение ног, вы осознаёте что она совсем холодная и очень неприятно ноет. А это ведь Ваша нога! Их у нас всего две (слава богу, мы не сороконожки) и Вы не заметили, что одна из двух Ваших ног пренеприятнейше себя чувствует! Размяв ногу и проветрив голову, вы садитесь писать дальше и к вечеру понимаете, что за целый день ничего не ели! Желудок сводит от голода, даже немного тошнит, голова ватная, перед глазами звёздочки. Это так Ваше тело говорит о том, что пора бы отдохнуть и поесть.

Но всегда ли мы слышим сигналы своего тела? Предположим, что мы так и не поняли того, что пытается нам сказать наше тело и продолжаем не отрываясь от стола работать-работать-работать. Так проходит день, ну может два, в потом, скорее всего наше тело нам скажет «стоп» в виде болезни: простуды, головной боли, общего истощения или как-то ещё.

Примерно так же всё происходит тогда, когда мы, то ли от занятости, то ли от незнания, то ли от невнимательности пропускаем тот момент, когда стрессов в нашей жизни становится слишком много или один стресс затягивается на длительный срок.

Ни в школе, ни в семье, ни в институтах нас не учат слышать и понимать себя, свои эмоции и чувства, которые нам о чём-то говорят и отражаются в теле именно из-за того, что мы их не слышим.
Для читателя статьи хотелось бы подарить одну из техник, которая в разных вариациях используется в йоге, телесно-ориентированой психотерпии, арт-терапии, гештальте. Но эффективность этой техники нисколько не уменьшается в зависимости от того, под каким соусом её подать.

Итак, находясь в ситуации стресса (это может быть собрание, аттестация, презентация отчёта, проведение сложных переговоров и т.д., и т.д., и т.д.), задайте себе вопрос: «Что я сейчас чувствую? Какие эмоции испытываю?». Отнеситесь к этому вопросу серьёзно. Как показывает опыт, для многих взрослых людей все чувства называются двумя словами «злость» и «радость». Уловить в себе самом грусть, тоску, скуку, разочарование, ревность, безразличие, интерес, любопытство, влюблённость, восторг, смущение многим из нас очень трудно.

Итак, если Вы сумели ответить для себя на этот вопрос, задайте себе следующий: «Где в теле находится это чувство/эмоция?». Задавая это вопрос, многие делают для себя удивительные открытие. Может вдруг оказаться, что злость живёт в висках и стучит там, или в кулаках, сжимая их изо всех сил, любопытство похоже на полёт качелей где-то в области диафрагмы или на лошадиный галоп в области сердца, а восторг напоминает воздушный шар, раздувающийся внутри нас от рта и аж до самого живота. Безусловно, это мои открытия и открытия других людей, которые мне доводилось наблюдать. У Вас это будет что-то совершенно иное, не похожее ни на что написанное выше, но не менее увлекательное и захватывающее.

Итак, Вы дали ответы на два сложнейших вопроса. А теперь поставьте себе третий, пожалуй, самый сложный вопрос: «Хочу ли я сейчас испытывать это чувство, эту эмоцию? Что я могу сделать, чтобы не испытывать её сейчас, если она мне неприятна?».

Это упражнение, как и любое другое, требует тренировки для того, чтобы стать системой и давать заметные результаты, но даже единоразовая попытка провести его значительно обогатит Ваш опыт в понимании себя.

«Как это упражнение связано с профилактикой профессионального выгорания?» - спросите Вы. Самым прямым образом. Во-первых, это упражнение об осознании чувств и эмоций и их места в теле. Об этом было много сказано выше. А, во-вторых, в ситуации стресса очень важно вырваться из рамок обстоятельств, дать себе тайм-аут и получить возможность посмотреть на ситуацию со стороны. Это помогает сохранить самообладание и может помочь найти новый выход, путь решения, которого не было видно изнутри проблемы.

Одним из элементов профилактики профессионального выгорания является наличие интересов вне основной работы. И чем многогранней эти интересы, тем ниже у человека шансы в ближайшее время «сгореть на работе». Очень важно, чтобы увлечение или занятие вне работы носило системный характер и имело место хотя бы один раз в неделю. Систематичность даёт чувство стабильности и уверенности, именно это нам зачастую помогает преодолеть стресс. Согласитесь, ведь приятно знать, что каким бы сложным не был день, меня в его конце ждёт вознаграждение – любимое занятие.

Взяв за основу эту идею, мы решили, что таким системным занятием может быть не только любимая тренировка по йоге или фитнес, но и специально созданный Практикум. На Практикуме его участники прорабатывают актуальные проблемы и состояния, получают расслабление и ресурс. Используемые техники никак нельзя назвать тренинговыми. Преднамеренный отказ от привычного – основное требование, которое мы сами себе поставили, создавая Практикум, получилось интересно.

В заключение хочу Вам пожелать быть внимательными к самим себе, любить себя, ведь, как сказал один мудрый человек, «мы – это всё, что есть у нас».

И пусть обойдёт Вас стороной профессиональное выгорание во всех его проявлениях!
 
 
ПОИСК ТРЕНИНГОВ!!










Стоимость до грн.
подробнее
Календарь тренингов
FOLLOW US

Follow Kyiv Training Institute on Twitter
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ
24.11.2010 | Практикум «Nо stress, just relax» - новая программа Киевского Института Тренинга. О том, в чем ее особенность, и чем она может быть полезна, рассказывает Анастасия Осадчая, автор программы.

  подробнее
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
О том, какие существуют стрессовые факторы, и как научиться ими управлять
  подробнее
Интервью с Петром Холявчуком, директором Киевского Института Тренинга о понятии эмоциональный интеллект и о способах его развития
  подробнее
ТРЕНИНГИ ПО ТЕМЕ

"Психология и йога: оружие против стресса"
читать

1 октября 2014 Экспериментальная площадка тренера: тренинг управления конфликтами
читать
НОВОСТИ
14.03.2016 | Як стати тренером? Як навчитися проводити тренінги так, щоб тебе запрошували провідні компанії? З чого варто починати?
Можливо у вас уже є тренерський досвід і вас хвилюють питання: Як підвищити майстерність і вийти на новий рівень? Перейти від інтуітивного підходу до системного, методичного, виваженого?
Цей проект саме для Вас.
читать
  тел.: (044) 227 07 54
(044) 227 07 53
e-mail: kit@training-institute.com.ua

дизайн студия Яbloko
Дизайн и разработка
© Яbloko, 2008


Follow Kyiv Training Institute on Twitter
Об Институте   |   Вестник тренера   |   Библиотека   |   Контакты
Подготовка тренеров   |   Школа ассессмента   |    Корпоративное обучение
Территория тренинга   |   Обучающие тренеры
2003-2010 © Kyiv Training Institute. All rights reserved.