Тренинг по-нашему: отечественный подход к практике тренинга



Пётр Холявчук
ж-л "HRmagazine", №3, 2010, стр. 70-73


Отечественный рынок насыщен западными методами, школами и подходами к тренингу. Подобная восприимчивость и открытость новым знаниям, идеям и технологиям похвальна. В то же время, для нашего рынка настолько характерна всеядность и неразборчивость при поглощении всего западного, что порой складывается впечатление, что он «замусорен» подобным импортом.
Я не хочу сказать, что западное - это плохо. Скорее мой тезис в том, что важно помнить свою историю и уважать наши традиции, в том числе те, что существовали в тренинге и подготовке тренеров. Сегодня многие считают, что тренинга у нас не было до развала Советского Союза. Однако такое мнение ошибочно.
Хотя отечественной школе тренинга примерно 50 лет, сегодня не так уж и много практиков работают в рамках отечественной модели тренинга. Пожалуй, я знаю не более двух десятков таких специалистов в Украине. Многие, к сожалению, порой не догадываются, что существует отечественная школа и уж тем более не в курсе, в чем и почему по-настоящему НАШ подход к тренингу эффективнее других. В свое время я получил классическое образование в области тренинга, основанное на отечественных традициях, и в этой статье я хотел бы описать несколько значимых отличий отечественной школы тренинга.
Но начать мне бы хотелось выделив несколько исторических вех в развитии тренинга как такового.

Возникновение и развитие тренинга
Официальным днем рождения тренинга принято считать 1946 год. Именно тогда в США под руководством Курта Левина, немецкого психолога, эмигрировавшего из Германии, собралась первая тренинговая группа. Куртом Левиным были сформулированы базовые принципы тренинга, которые были взяты на вооружение, в том числе, и в отечественной школе. В частности, принцип «взаимосвязи действия и исследования», который в первоначальном варианте звучал как «никакого исследования без действия и никакого действия без исследования». В первой тренинговой группе спонтанно возникло то, что отличает тренинг от любых других форм обучения, а именно «обратная связь». Исследования групповой динамики, - процессы и этапы развития группы как целого, в дальнейшем повлияли на формирование и отечественного подхода к практике тренинга.
Хотя тренинг, как метод практической психологии зародился в СССР в 1960-х - 1970-х годах, уже в 1920-е - 1930-е гг. в СССР были созданы первые деловые игры. Как известно, именно игра, наряду с групповой дискуссией, относится к основным методам тренинга.
В 1939-1987 гг. Карлом Роджерсом разрабатывались идеи «недирективного обучения» и «групп-центрированного лидерства», они в значительной степени повлияли на становление отечественной школы. Карл Роджерс также является автором концепции фасилитации, - навыки сопровождения конфликтов и процессов развития в группе.
Модель Д. Колба о структуре обучения, основанного на опыте и стилях обучения также повлияла на становление нашего подхода к тренингу.

В 1960-е - 1970-е гг. немецкий (ГДР) психолог М.Форверг – заложили основы отечественной школы тренинга. В Советском Союзе их идеи развивались под названием «социально-психологический тренинг». Именно тогда были заложены традиции подготовки тренеров. В то время, подготовка ведущего социально-психологических тренингов предполагала а) наличие высшего психологического образования, б) специальную методическую подготовку не менее 2 недель.
В 1960-х - 1970-х в Союзе также активно разрабатывались тренинговые занятия по саморегуляции (Попов, Беляев, Алексеев)

В 1982 году в СССР Л.А.Петровской была опубликована первая монография, посвященная теоретическим и методическим аспектам социально-психологического тренинга. Наиболее активно тренинг в СССР развивался в 1980-е - 1990-е годы. В 1980-х возникло понятие «активное социально-психологическое обучение» (АСПО). Именно такое название носит один из самых известных учебников в отечественных кругах, учебник Яценко Т.С. «АСПО: активное социально-психологическое обучение».

В то время, как для западной практики характерно именовать словом «тренинг» любые формы обучения, лекции и даже презентации, слово «тренинг» в отечественной традиции имеет достаточно четкое и конкретное значение и подразумевает активные методы развития личной эффективности и межличностной компетентности.

Прочувствовать, чем наш тренинг отличается от «заграничного» лучше всего посредством участия в тренинге. Но, насколько это возможно, я попытаюсь передать его специфику в тезисах. Итак, отечественный тренинг можно охарактеризовать следующим образом:

Интенсивность. Тренинг проводится с группой численностью 8-12 человек на протяжении 3-5 дней. Возможны и более краткосрочные занятия при условии значительного сокращения перечня рассматриваемых в тренинге вопросов.

Выраженная «психологичность» тренинга. В «Психологическом словаре» (1990) социально-психологический тренинг определяется следующим образом: «область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении». Традиционно, подготовка специалиста в области тренинга подразумевает изучение теоретической и практической психологии, а прежде, предоставлялась только при условии высшего психологического образования.

Акцент на развитии. Под тренингом в отечественной традиции подразумеваются в большей степени методы развития, нежели методы обучения. Это, прежде всего, развитие способностей а не передача знаний, это скорее расширение самопонимания участников, нежели информирование участников тренинга о внешнем мире.

Проблематизация. Зачастую участники приходят на тренинг с одним вопросом, а уходят с тремя. Так участники начинают осознавать сложность того или иного явления и не сводить поведение или отношения к простой логической схеме, ведь поведение человека эмоционально, а не рационально. Таким образом пройдя тренинг участник учится жить в реальном сложном мире, а не редуцировать его до примитивных схем. Мир сложен, разнообразен и красочен, и быть эффективным в этом мире исходя из того, что он черно-белый маловероятно.

«Глубина». Характерно внимание к деталям и нюансам, здесь вы не найдете деления людей на 4, 6 или 8 типов и простых инструкций к каждому из них, о том, как на них эффективно воздействовать. Вы не увидите здесь и простых универсальных инструкций, которые, якобы, действуют в любой ситуации, достаточно лишь «подстроиться», «отзеркалить», «заякорить» или «внушить».

Интегративный подход. Для отечественного подхода характерно органичное объединение отечественных и Западных идей и концепций в стройную систему. В то же время, многие практики, незнакомые с отечественной моделью тренинга представляют собой эдакое «лоскутное одеяло» нахватавшись и хаотично используя идеи, техники и приемы из зачастую противоречивых подходов, в грустной попытке объединить несовместимое, например, гештальт-подход (гуманистическое направление) и НЛП (набор манипулятивных техник и приемов). Системность отечественного видения тренинга достигается благодаря научному подходу.

Высокая активность участников. Характерна максимальная активность участников и минимальная активность тренера, поэтому удельный вес информации в тренинге незначителен, вместо так называемых «минилекций» (пассивное восприятие информации) используется групповая дискуссия (активная работа и вовлечение учащихся в диалог) и ролевая игра. Ведь знания меняют поведение тогда, когда следуют из опыта. Если в западных школах зачастую предлагается и тиражируется «успешное поведение» в демонстрации тренера, то в отечественной традиции участники учатся на собственном опыте, приобретаемом ими во время тренинга, а также анализируя собственный дотренинговый опыт.

«Диагноз важнее предписания». В отечественной модели важнее работа, ориентированная на диагностику и анализ текущего положения дел участника, нежели конструирование желаемого будущего. Важнейшей задачей признается обеспечение высокого уровня самопонимания участником, взамен предложения «простых и универсальных» решений.

Ценность партнерских отношений. Тренер занимает по отношению к участникам партнерскую позицию «на равных», а не позицию гуру или наставника «свысока», что в большей степени характерно, для Западной модели в том виде, как она представлена у нас сейчас. Точно также в тренинге участники учатся занимать позицию «на равных» по отношению к партнеру по общению, будь то тренинг «Управление командой», «Мастер делового общения», «Эмоциональный интеллект», «Продажи» или «Переговоры». И ответственность за результативность тренинга распределяется между тренером и участниками. Для чего участникам отводится активная роль, они учатся на собственном опыте, а не на «драгоценном опыте гуру».

Аппеляция к зрелости. Важнейшая задача тренера - побуждать участников принимать решения самостоятельно, осознавая свою ответственность. Например в тренинге делового общения участник осознает собственную ответственность за исход делового взаимодействия с другим человеком.
Тренер, например, в ответ на вопрос участника тренинга, задает вопросы участнику, побуждая его мыслить и самостоятельно принимать решения. Ведь если тренер раздает советы, тем самым он учит зависимости и неспособности принимать самостоятельные решения. А это не наш подход.

Эффективность и богатство обратной связи. В «нашем» подходе обратная связь не сводится к эффективности/неэффективности действий участника тренинга, а имеет дополнительные цели и более высокую эффективность, так как кроме степени освоения развиваемого навыка, обратная связь способствует развитию самопонимания участника.

Экологичность. Работа «нашего» тренера определяется этикой и никогда не сводится к принципу «цель оправдывает средства». Важнейшим ориентиром для нашего тренера является заповедь «не навреди». «Наш» тренер не станет манипулировать участниками и дискредитировать их, пусть даже из лучших побуждений. Как следствие, участники «наших» тренингов отмечают особую атмосферу доверия, безопасности и открытости в группе. Подобная атмосфера создается благодаря личной открытости тренера, его навыкам фасилитации и экологичности.

«Аутентичность» или «подлинность». Одним из ключевых требований, предъявляемых тренеру, является быть самим собой, быть настоящим. Тренер со лживой улыбкой - не наш тренер. Точно также и участники в тренинге, независимо от темы «управление», «переговоры», «продажи», «урегулирование конфликтов», учатся быть эффективными сохраняя себя, свою идентичность, свой индивидуальный стиль.

Баланс поддержки и фрустрации. Участник, уверенный в своей безупречности, в той или иной сфере, благодаря точной и тонкой обратной связи, осознает собственное несовершенство и приобретает мотивацию к развитию. Там, где сомнения участника тренинга в собственных силах необоснованны, он сможет открыть для себя свой потенциал и завершить тренинг с большей уверенность в своих силах и желанием практиковаться в том, что он изучал в тренинге.

Трогает за душу
. Наш тренинг не просто дает участникам пищу для размышлений. То, что происходит в тренинге, имеет интенсивную эмоциональную окраску, значимо для участников, трогает за душу и побуждает к изменениям и саморазвитию.

Высокий уровень профессиональных требований к тренеру. Подготовка ведущего тренинговых групп традиционно объемна, растянута во времени и включает несколько этапов: 1) личный опыт участия в тренингах с целью развития коммуникативных навыков и внутренней гармоничности, 2) изучение психологической теории, методологии и методики тренинга, 3) стажировка.

Завершая статью, я хочу предложить несколько ориентиров, которые помогут отличить «нашего» тренера от прочих.
«Думающий». Он не станет заполнять все пространство играми и упражнениями, так как знает, что для обучения краеугольным камнем является рефлексия, иначе говоря, осмысление опыта, полученного участниками во время тренинга. Он думает сам, и не дает простых ответов на сложные вопросы.
«Чувствующий». Он знает, что большинство сбоев в эффективности человека связаны с неточным пониманием своих потребностей и эмоций. В его работе важный ресурс эмоциональный интеллект и эмпатия - способность тонко и точно чувствовать эмоции, чувства и потребности другого человека.
«Личностно зрелый». Ему характерны: высокий уровень самопонимания; выраженная потребность в познании; позитивный взгляд на природу человека, гибкость и контактность; открытость новому опыту и стремление жить настоящим; автономность при принятии решений; спонтанность; творческий подход к жизни; аутентичность, т.е. «настоящесть».

Итак, ключевые составляющие отечественного подхода к тренингу, на мой взгляд, это профессионализм, экологичность и эффективность.

 
 
ПОИСК ТРЕНИНГОВ!!










Стоимость до грн.
подробнее
Календарь тренингов
FOLLOW US

Follow Kyiv Training Institute on Twitter
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ
01.07.2010 | Репортаж с выступления Петра Холявчука на IV Киевском международном Фестивале Тренинга, который состоялся 17-18 июня
  подробнее
ТРЕНИНГИ ПО ТЕМЕ

21 апреля 2017 ""Индикаторы эффективных и неэффективных действий терапевта". Практикум психологического консультирования и психотерапии
читать
НОВОСТИ
14.03.2016 | Як стати тренером? Як навчитися проводити тренінги так, щоб тебе запрошували провідні компанії? З чого варто починати?
Можливо у вас уже є тренерський досвід і вас хвилюють питання: Як підвищити майстерність і вийти на новий рівень? Перейти від інтуітивного підходу до системного, методичного, виваженого?
Цей проект саме для Вас.
читать
  тел.: (044) 227 07 54
(044) 227 07 53
e-mail: kit@training-institute.com.ua

дизайн студия Яbloko
Дизайн и разработка
© Яbloko, 2008


Follow Kyiv Training Institute on Twitter
Об Институте   |   Вестник тренера   |   Библиотека   |   Контакты
Подготовка тренеров   |   Школа ассессмента   |    Корпоративное обучение
Территория тренинга   |   Обучающие тренеры
2003-2010 © Kyiv Training Institute. All rights reserved.