Личностный рост: конечный пункт или образ жизни?



Пётр Холявчук
журнал "Обучение персонала" №9/2007 г., сс.102-105.

Что такое личностный рост? Какова его природа? В чём он проявляется? Каковы препятствия на пути к саморазвитию? Можно ли ускорить личностное развитие? Если да, то как? Какие есть возможности личностного развития? Как правильно выбрать программу личностного роста?
Вот некоторые из вопросов, которые я хочу здесь затронуть.

Понятие «личностный рост», как и когда оно возникло?
Понятие личностный рост возникло в Соединённых Штатах в 50-70 годы и связано с именами гуманистических психологов, таких как Карл Роджерс, Фредерик Перлз, Карл Витакер, Курт Левин, Абрахам Маслоу. Примерно в одно и тоже время психологи, специализирующиеся в разных областях, таких как а) индивидуальное психологическое консультирование, б) групповое обучение, в) групповая психотерапия, а также психологи-исследователи заинтересовались вопросом личностного развития. Так возникло и начало активно развиваться движение за развитие человеческого потенциала (human potential movement). Это движение объединило тех, кто разделял позитивный взгляд на природу человека.
Основателем движения за развитие человеческого потенциала принято считать американского психолога Карла Роджерса. Анализируя свой опыт работы консультантом и ведущим групп встреч (групп личностного роста), он пришёл к выводу, что человеческой природе присуща тенденция к самоактуализации, т.е. стремление развиваться, реализовать весь свой потенциал, двигаться к зрелости. При отсутствии внешних препятствий, каковыми могут выступать семья и социум в целом, поведение человека мотивировано потребностью развиваться, улучшаться и выражать себя. Немного позже и А. Маслоу, на основании проведённых им исследований пришёл к выводу, что для любого здорового человека, удовлетворившего свои базовые потребности в безопасности, принадлежности к группе, любви, уважении и самоуважении, актуальным становится стремление к развитию своего творческого потенциала, иначе говоря, потребность в самоактулизации, стремление жить полной жизнью.
Понятие «личностный рост» вовсе не тождественно понятию «успех». Поскольку «успех» - то, ЧЕГО ВЫ ДОСТИГЛИ за определенный период времени, т.е. ваши достижения, например: доход, положение в иерархической лестнице вашей компании, учёная степень, социальный статус, количество детей, решение каких-то задач и т.п. «Личностный рост» – то, КАК ВЫ ЖИВЁТЕ, чувствуете ли Вы себя счастливым, по душе ли Вам ваша работа, насколько Вы внутренне гармоничны и в ладу с собой, и, наконец, в чём смысл вашей жизни.
По сути, движение за развитие человеческого потенциала возникло в противовес культу успеха и зацикленности на достижениях, конкуренции и индивидуализме.

Препятствия личностному росту
Несмотря на то, что тенденция к самоактулизации изначально присуща человеческой природе, всё же она может блокироваться негативными событиями прошлого, неконструктивными убеждениями, разнообразными психологическими проблемами. Так, например, если ребёнка в детстве не ценили родители, то, став взрослым он, скорее всего, будет зависим от мнения окружающих, и актуальным для него будет не стремление к самореализации, а усилия, направленные на то, чтобы произвести впечатление на других людей и добиться их уважения.
Таким образом, личностный рост – это не конечный пункт, это процесс, особое восприятие жизни и отношение к ней.
В чём проявляется тенденция к самоактуализаии? Каковы  характеристики самоактуализирующейся личности?

ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ
ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ
Самопонимание и аутосимпатия. Хорошее понимание собственных чувств и мотивов, Чувствительность и уважение к своим потребностям, взамен неуверенности, ориентации на мнение окружающих и склонности подменять свои желания внешними социальными стандартами и ожиданиями. Доверие к своим чувствам и симпатия к самому себе; адекватная и устойчивая самооценка. Значительная  степень соответствия между «Я идеальным» и «Я реальным».
ОТНОШЕНИЕ К МИРУ
Ориентация на такие ценности, как истина, добро, целостность, красота, совершенство, справедливость
Высокая потребность в познании. Открытость новым впечатлениям, стремление узнать, интерес не связанный на прямую с удовлетворением каких-либо потребностей.
ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ
Позитивный взгляд на природу человека, гибкость и контактность. Вера в человеческий потенциал. Способность и стремление строить искренние, основанные на доверии гармоничные отношения с людьми, общительность и установка на партнёрское (взаимно полезное) общение, взамен желания манипулировать другими в своих интересах. Отсутствие социальных стереотипов, способность к адекватному самовыражению в общении взамен склонности прибегать к манипуляциям и фальши.
ОТНОШЕНИЕ К ЖИЗНИ
Открытость новому опыту и стремление жить настоящим. Способность наслаждаться текущим моментом не застревая в прошлом и чрезмерно не тревожась о будущем, не откладывать свою жизнь на «потом». Ведь «потом» может не наступить.
Автономность. Независимость, свобода и принятие ответственности за смысл собственной жизни на основе принятия факта конечности собственной жизни и жизни близких людей.
Спонтанность, (но не импульсивность) – естественность и гибкость реакций и свобода проявлений в разнообразных обстоятельствах и в общении с людьми, основанная на доверии себе и  окружающему миру, вместо скованности культурными стереотипами и социальными нормами.
Креативность - творческое отношение к жизни взамен конформизма. Осознание того факта, что в жизни отсутствует какой-либо готовый смысл, принятие ответственности за поиск смысла в жизни и за собственную жизнь в целом.

Чем в большей степени развиты перечисленные выше характеристики, тем выше степень удовлетворения собственной жизнью.

Выбор тренинговой компании и программы личностного роста
На украинском рынке обучения и развития в последние годы активно продаются разнообразные программы личностного роста.

Вот КАК ЭТО ДОЛЖНО БЫТЬ, если группу ведёт профессионал, целью которого является обеспечение условий, безопасных и способствующих личностному росту:

  • Ведущий группы имеет психологическое образование (так как личность и её развитие изучаются именно в психологии, а не в какой-либо другой науке), специальную практическую подготовку в области групповой работы в одном из методов (личностно-центрированный подход, гештальт-подход, психодрама и некоторые другие), т.к. работа с группой требует специфических знаний и умений, и, что очень важно, личного опыта участия в группах в объёме несколько сотен часов.
  • Ведущий группы и представитель тренинговой компании обязаны и охотно информируют потенциальных участников группы о методах, которые используются в работе. Отказ предоставить информацию о ведущем группы и о используемых им методах (независимо от приводимых аргументов) противоречит этике работы тренера и нарушает права участников.
  • В программе занятий говорится о развитии самопонимания, содействии личностному росту, но нет установки на достижение успеха (социального, карьерного или любого другого).
  • Ведущий группы не имеет права навязывать свои ценности участникам группы и давать советы, его задача – способствовать осознанию участниками собственных уникальных ценностей и побуждать к принятию ответственности за свою жизнь.
  • Ведущий группы обязан соблюдать конфиденциальность.
  • Ведущий никогда не станет проводить группу личностного роста в корпоративном формате (когда в группе находятся коллеги), также крайне нежелательно одновременное участие друзей, знакомых, родственников. Проведение группы личностного роста в корпоративном формате может иметь негативные последствия для организации.
Вот КАК БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО, но бывает, когда тренер не имеет профессиональной подготовки, а его мотивами являются исключительно коммерческие интересы и чувство собственной значимости, при этом доминирующими стратегиями взаимодействия с другими людьми выступают давление и манипуляция
  • Недопустимым является способ привлечения в группу личностного роста, когда для получения новых клиентов используется сетевой маркетинг типа: «хочешь прийти на лидерскую программу – докажи, что ты лидер, приведи на базовый уровень 3 человек». Те, кто прошёл такие программы, обычно активно агитируют своих друзей, близких знакомых. На вопрос, «что же там было такого?» - отвечают «Просто супер, приходи – узнаешь, я не имею права тебе об этом рассказывать».
  • Если в программе тренинга обещают такие результаты, как повышение зарплаты, повышение в должности – значит вас откровенно обманывают.
  • Недопустимым является также количество участников группы более 12 человек на 1 ведущего.
  • Процедура «создания из вас лидера» в такой группе предполагает этап, когда вам доказывают что вы «не компетентны», что «вы не состоялись», что «ничего из себя не представляете». И что только здесь из вас «сделают человека», «настоящего лидера». Часть участников не справляется с таким испытанием и ищет после прохождения такого курса психологической поддержки, в связи с тем, что пошатнулась самооценка, возникло чувство неуверенности в себе.
  • Наиболее распространённые негативные последствия после посещения таких групп: потеря друзей, разрушение брака, потеря работы. Причина таких последствий в том, что участникам внушаются идеи типа «Ты лидер», «Ты лучший», «Ты стоишь большего». В результате у участника такого псевдо-тренинга зашкаливает самооценка, те люди, которые прежде были значимыми, по мнению «успешно прошедшего тренинг» становятся недостойными. Кругом его общения становятся собратья по такому горе-тренингу. Часто происходит подмена прежней жизни (общение с друзьями, работа, семья) тусовкой в тренинговой компании, когда вас приглашают «капитанить», т.е. ассистировать тренеру, брать шефство над новичками, всесторонне подчёркивают вашу значимость и важность. Чтобы вы не «соскочили» и не бросили программу раньше, чем вас доведут «до кондиции», используются приёмы контроля сознанием, заимствованные из практики тоталитарных сект. Приступая к занятиям, вас связывают обещанием с другим участником такого характера: «если вы бросите занятия – второй участник будет исключен из тренинговой группы». Вполне логично, что вам непросто будет в дальнейшем решиться бросить занятия, ведь таким образом Вы лишите возможности заниматься и вашего согрупника.
Ожидания и результаты от работы в группе личностного роста
Будем надеяться, Вы правильно сделали выбор тренинговой компании, убедились в квалификации ведущего группы. Чего можно ожидать от занятий в группе, если её ведёт профессионал? Вот как могут выглядеть запросы участников группы и результаты работы.
Ожидания участников Результаты работы в группе
  • «Найти внутренние резервы для дальнейшего развития»
  • «Часто возникает непонимание самой себя, осуждение своих поступков, неуверенность, тревога и сомнения. Для меня важно научиться понимать свои желания, увереннее принимать решения, без сомнения, при этом отстаивая свои интересы».
  • «Лучше понять себя, свои желания и стремления».
  • «Научится более эффективно и интересно строить взаимоотношения с другими людьми». «Увидеть себя глазами других людей»
  • «Расставить приоритеты в жизненных целях».
  • «Лучше узнать себя и мнение окружающих о себе»
  • «Освободиться от внутренних конфликтов, лучше понять себя»
  • «Есть ощущение замкнутого круга и внутренние противоречия. Нахожусь в очередном поиске смысла жизни».
  • «Три дня общения с собой. Открывала себя через других. Менялись мои состояния: от равнодушия, до удивления. Открывала в себе то, на что раньше закрывала глаза и что раньше мне казалось не реальным, далеким от меня, не «моим». Знакомилась с Я».
  • «Для меня эти три дня помогли понять мои поведенческие реакции в социуме и природу их возникновения».
  • «Работа в группе стала для меня точкой отсчёта перемен».
  • «Сначала все было тяжело для понимания и медленно.  Трудно было определить,  что все-таки важно для меня. Медленно и постепенно мысли начали приходить в порядок.  Я стала прислушиваться к себе.  На некоторые проблемы посмотрела с другой стороны.  Стала спокойнее»
  • «Спустя 2 недели наблюдаю в себе несколько изменений: я стал более чувствительным к эмоциям окружающих людей, научился ощущать изменение состояния собеседника, что-то изменилось и в понимании своих чувств, мне кажется, в лучшую сторону. И как ни странно, я возобновил свою литературную деятельность - снова начал писать и пишется очень легко, как будто бы я от себя получил разрешение говорить и писать на темы, которые были раньше под запретом.  Сейчас внутри теплые ощущения значительности происходящего».


Личностный рост – это не конечный пункт, не набор знаний и умений, это особое отношение к жизни, образ жизни, основанный на чётком понимании собственных ценностей и жизненных целей, который позволяет, строить гармоничные взаимоотношения и привносить творчество и новизну в профессию, радоваться жизни, чувствовать полноту и осмысленность бытия.

Смотрите другие публикации на тему "Психологический тренинг"

 
 
ПОИСК ТРЕНИНГОВ!!










Стоимость до грн.
подробнее
Календарь тренингов
FOLLOW US

Follow Kyiv Training Institute on Twitter
ТРЕНИНГИ ПО ТЕМЕ

15-19 марта 2017 г. "Технологии тренинга"
читать
НОВОСТИ
14.03.2016 | Як стати тренером? Як навчитися проводити тренінги так, щоб тебе запрошували провідні компанії? З чого варто починати?
Можливо у вас уже є тренерський досвід і вас хвилюють питання: Як підвищити майстерність і вийти на новий рівень? Перейти від інтуітивного підходу до системного, методичного, виваженого?
Цей проект саме для Вас.
читать
  тел.: (044) 227 07 54
(044) 227 07 53
e-mail: kit@training-institute.com.ua

дизайн студия Яbloko
Дизайн и разработка
© Яbloko, 2008


Follow Kyiv Training Institute on Twitter
Об Институте   |   Вестник тренера   |   Библиотека   |   Контакты
Подготовка тренеров   |   Школа ассессмента   |    Корпоративное обучение
Территория тренинга   |   Обучающие тренеры
2003-2010 © Kyiv Training Institute. All rights reserved.